С точки зрения современной исторической науки – Великий Шелковый путь (Great Silk Road) – это система караванных торговых путей, соединявший страны Евразии – от Западной Европы до Китая. Этот торговый путь был самым протяженным в докапиталистическую эпоху – более 7 тыс. километров. Согласно археологическим данным с III тыс. до н.э. функционировали отдельные «сегменты» Великого Шелкового пути, который начали сливаться в середине I тыс. до н., а с конца 2 века до н.э. можно уже говорить о функционировании единого сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу.
Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
Южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
Северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и бассейну Черного моря. Эта «Северная дорога» практически совпадает с маршрутом нашей экспедиции.
С начала становления Шелкового пути до 7- первой половины 8 в.н.э. главенствующую роль в контроле над центральноазиатскими трассами Шелкового пути играла Китайская империя. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары, создав единое культурное пространство. Этот период называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли.
В первой половине 8 в. н.э. все западные трассы Шелкового пути попали под контроль Арабского халифата. С этого времени и до конца функционирования Великого шелкового пути караванную торговлю почти полностью монополизировали мусульманские купцы. Однако дробление контроля над маршрутом и частые войны за его передел вели к ослаблению торговли.
Последний взлет Великий Шелковый путь пережил в 13-14 вв. Покорив страны от Китая до Руси и Ирана, монголы смогли на полтора столетия обеспечить единый режим контроля на практически всем протяжении евразийских торговых путей. Хотя после смерти Чингисхана его империя быстро распалась, государства Чингисхидов образовали «квартет империй», придерживающихся во многом общих курсов. Великий Шелковый путь снова контролировали четыре империи – империя Юань в Китае, среднеазиатская империя (Джагатайский улус), Иранская империя Хулагидов и Золотая Орда в Прикаспии и Причерноморье. Их правители стремились обеспечивать безопасность купцам независимо от их веры и национальности.
Закат Великого шелкового пути приходится на времена Тимура. Во время похода против Золотой Орды (1389-1395 гг.) он практически стер с лица земли все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате чего Северная дорога была заброшена.
Закат Великого Шелкового пути связывают прежде всего с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний, распространении мировых религий, унификации культурных компонентов.
Создание современной трансевразийской транспортной сети часто называют строительством нового Шелкового пути.
С начала 1990-х годов активно обсуждается и реализуется проект создания второй трансевразийской транспортной системы, которая примерно повторяла бы трассу исторического Шелкового пути, проходя из Китая через Туркменистан до черноморского побережья. Этот проект носит название TRACEKA (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia). Одним из этапов реализации этого проекта является реализация государственной программы «Единое таможенное пространство стран Белоруссии, России, Казахстана».
Самой крепкой нитью, связывающей россию и народы средней азии, является совместная победа в великой Отечественной войне. В ростовской области очень много мест, напомниающих об этом.
Защищая переправу через р. Дон погиб Герой советского союза калмык Эрдни Деликов. В станице раздорской Ростовской области его имя носит средняя школа.
Казах Нуркен Абдиров, Герой советского союза, повторивший подвиг капитана Гастелло, похоронен в боковском районе Ростовской области.
В 1943 году под городом Белая Калитва 30 бойцов повторили подвиг героев-панфиловцев - и среди них узбек Икрам Юлдашев.
Уроженец таджикистана, герой советского союза Иван Лобадин погиб в боях под г.Таганрогом и захоронен в Неклиновском районе Ростовской области.
Участники экспедиции надеются, что собранные ими материалы помогут восстановлению культурных, исторических, спортивных и туристических связей наших народов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий