25 сентября завершилась автоэкспедиция «Евразия 2010». Два ростовских экипажа прошли почти 11 тысяч километров по дорогам России и Средней Азии – Калмыкии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Все задачи, стоявшие перед экспедицией, полностью выполнены. Пройден туристический маршрут высшей категории сложности, намечены новые маршруты, налажены связи с организациями автомобилистов республик Средней Азии, выполнен долг памяти перед героями братских республик, положивших свои жизни на алтарь общей победы. Однако за время экспедиции участникам пришлось столкнуться с различными сложностями.
Часть этих трудностей была обусловлена самой спецификой автотуристского похода высшей категории сложности – бездорожье, жара, пустыни, полупустыни, горные дороги и перевалы. Достаточно сказать, что за время экспедиции температура «за бортом» колебалась от +46° С до +2° С, а маршрут экспедиции пересекал Тянь-Шанский хребет с запада на восток. Особо богат на разнообразные условия движения оказался Казахстан. Кстати, у одного из участников даже сложилось шутливое определение «казахский стиль вождения» – после наблюдения за тем, как местные водители преодолевают участки дорог плохого качества. Машина в этом случае движется по растянутой синусоиде, отклоняясь от оси траектории всего на 30-40 см . Однако при движении по просадочному участку дороги (а с такими участками мы сталкивались и в Калмыкии, и в Астраханском крае и в Волгоградской области) этот несложный маневр позволяет сгладить стремление автомобиля прыгать, как с трамплина, с каждой продольной «волны» дорожного покрытия и позволяет сохранить сцепление колес с дорожным покрытием. Вторым компонентом «казахского стиля» является активное использования для движения обочины. Причем после некоторого опыта становится очень легко предугадать, что впереди находится участок дороги с нарушенным покрытием – за несколько метров до него обочина приобретает очень «накатанный» вид. Своевременный переход на обочину в этом случае позволяет сохранить темп движения.
Другой ряд предусмотренных трудностей создавало наличие таможенных переходов на маршруте. И если переходы «Россия-Казахстан» не создавали технических проблем и легко укладывались во временные промежутки, предусмотренные графиком движения экспедиции, то каждое взаимодействие с узбекской таможенной службой («Казахстан-Узбекистан», «Узбекистан-Таджикистан») превращалось в мучительную процедуру, растягивающуюся на много часов. Вопросы вымогательства и профессиональной вежливости вообще лучше оставить за рамками этой статьи.
Вопреки ожиданиям, практически не встретилось проблем с разночтением «Правил дорожного движения» в республиках Средней Азии. Эти разночтения есть, но не имеют принципиального характера. Так, в Казахстане предельная скорость движения на дороге – 110 км/час с обязательным ближним светом, а в Узбекистане, напротив, привычные 90 км/ч и запрещено включать ближний свет фар в дневное время. Единственное, что обязательно надо учитывать въезжающим в Среднюю Азию – здесь «тонировка» вне закона! Вне зависимости от плотности тонировки! Более того, если в Казахстане это требование касается только лобового и передних стекол, то в Узбекистане и Таджикистане запрещено все – и задние стекла салона и заднее стекло и даже форточки! И к этому обязательно придерется первый же встреченный инспектор дорожной полиции. И официальные штрафы и «аппетиты» местных блюстителей порядка весьма высоки…
Интересные материалы получены о работе организаций автомобилистов (аналогичных российской ВОА) на территории республик Средней Азии. Например, «Союз водителей транспортных средств Казахстана» обладает полномочиями, которые нашей ВОА могут присниться только в самых смелых мечтах: «Союз водителей» (а не ГАИ!) обучает водителей, выдает права, ставит автомобили на учет (и выдает номера!), проводит техосмотр транспортных средств. В этом же направлении развивается и родственная организация Таджикистана. А вот в Узбекистане добровольная общественная организация водителей выродилась в «Ассоциацию автошкол», утратив остальные функции общественной организации. Об этих наблюдения руководство Ростовской организации ВОА намерено сообщить Съезду ВОА, который состоит в Москве в ноябре этого года.
Михаил Ингерлейб
Комментариев нет:
Отправить комментарий