Гостиница, приютившая нас в Гулистане (примерно 40 км от пропускного пункта в Яломе) с рассветом сразу стала неуютной – иностранцев в Узбекистане надо регистрировать в специальном отделе УВД и нас пустили с одним условием – что мы никому не скажем, что ночевали в гостинице, а будем рассказывать, что заночевали на дороге, т.к. испортилась машина. К слову сказать, «Ока» опять вечером хандрила и отказывалась ехать на бензине.
Как только рассвело, нам напомнили о нашем обещании покинуть сию обитель с первыми лучами солнца и потому в 6 утра (по местному – 5 по нашему) нас уже выперли с территории гостиницы. Я так понимаю – пока не проснулись местные «стукачи»…
Не смотря на вчерашние капризы, «Ока» взбодрилась и мы двинулись в сторону Самарканда – около 120 км (надо смотреть штурманские записи – но это будем делать, сводя все воедино в общий отчет).
На въезде в Самарканд остановились у обсерватории Улунгбека, посетили обсерваторию и отправились в центр.
Сразу несколько замечаний – помимо самой обсерватории (по обсерватории потом надо делать отдельный альбом – материала хватит):
1. Чтоб подъехать к обсерватории, мы проехали вперед, разворачивались, потом возвращались обратно, снова разворачивались – а выезжали из города мимо нее. Поэтому для тех, кто идет похожим маршрутом, выгоднее проехать сначала в центр, а потом на выезде из города все равно надо будет ехать мимо обсерватории.
2. Все надписи музее – по-узбекски и по-английски. Русских нет.
3. Интересно, что у нас пишут Улугбек – а у них большая часть музейных экспонатов промаркирована «Ulugh Beg». Тогда все становится на свои места – не «узбекский ученый Улугбек» в соответствии с розовыми сказочками времен СССР, а «бек (т.е. правитель) Мирзо Улуг», имевший ВОЗМОЖНОСТЬ построить собственную обсерваторию и содержать при ней ученых. Насколько он сам участвовал в этой работе – на сегодня очень вопросительно. Зато показательно другое – стенд, посвященный узбекско-японской (!) конференции «Улуг Бек и Токугава Ешимуне (1684-1751) – покровители астрономии». Вот такая постановка вопроса, наверное, правильнее. Я по возвращении обязательно поинтересуюсь ролью сегуна Токугава в развитии японской астрономии…
А вообще в музее – несмотря на его скромные размеры – масса поводов для размышления. Например, каким путем астронимические таблицы Улуг Бега «всплыли» в Европе ДВА ВЕКА СПУСТЯ? Ответ экскурсовода что после смерти Улуг Бега один из его «учеников» со всеми книгами и материалами наблюдений бежал в Турцию ничего не объясняет, а запутывает историю еще больше…
Дальше прошлись вокруг Мавзолея Тимура – сделали обязательные снимки вокруг
и немного жанровых зарисовок
и двинулись дальше.
По дороге въехали в населенный пункт (опять – надо смотреть по штурманским записям название (около 13.00 по Москве) – скажем так – между Самаркандом и Навои) где увидели у трассы воинский мемориал. Мемориал, честно говоря, удивил. С одной стороны, и сам памятник и прилежащая территория поддерживаются в надлежащем состоянии. С другой стороны – места, где на постаменте мемориала явно были памятные плиты с надписями недавно (цемент в швах выветриваться даже не начал) заменены вставками в цвет общей облицовки постамента. Рядом – заброшенный музей, одно из окон распахнуто, сквозь стекла видно как по залам с расставленными экспонатами сквозняк гоняет опавшие листья.
Пока стояли – метрах в 50 не доезжая поста ГАИ – подъехала машина с инспектором, он расспросил кто и зачем. Когда подъехали к посту – даже не смотрели документы, только пришлось уступить дорогу местному гужевому транспорту.
Вообще, осликов много и временами их становится просто жалко – как увидишь, как такая малюсенькая скотина тащит полную повозку груза, поверх которого еще восседает 4-5 человек. Но как только эта скотина открывает пасть – желание жалеть осликов пропадает сразу )))
Пообедать заехали в Навои. Красивый город с современной планировкой, прямыми улицами и очень зеленый. Буквально объелись очень вкусным цыпленком табака и с полными животами вернулись на трассу.
К Бухаре подъехали в сумерках, к гостинице пробирались уже в темноте по какой-то кошмарной улице. Мой экипаж как-то опасливо притих и настороженно озирался. Зато в салоне было тихо…
Комментариев нет:
Отправить комментарий