Сегодня прошли около 500 км. Дорога по прежнему тяжелая, но после вчерашнего «песчаного этапа» уже не кажется такой мучительной. Андрееич вчера в потемках все-таки поимал яму – и отогнул бортик диска. Колесо, которое мы меняли в потемках, целое – но надо везти на вулканизацию. Пока нашли вулканизацию в Аральске, пока мастер проснулся, пока все сделал - время неумолимо шло. Кстати, напротив мастерской установлен памятник одному из местных ханов.
На вопрос, а чем же он знаменит, местный житель пожал плечами, но сообщил нам, что памятник хану поставил на свои деньги один из его потомков, который сейчас имеет свой бизнес в городе. После этого решили, что раз все равно не удался ранний старт, хоть глянуть на центральную площадь Аральска.
История Аральска начинается прямо у ворот дома, где мы заночевали. Хозяева нас приютили за 2000 тенге с носа, при этом у них уже ночевал мотопутешественник из Кирова, который шел на Suzuki V-storm в одиночку в Алма-Ату. (Жаль, не удалось пообщаться – столкнулись утром у дверей туалета и парень пошел спать дальше. По каким-то своим причинам он решил отменить ранний старт). Во дворе прямо в своем УАЗе-«таблетке» ночевал другой путешественник: из Алма-Аты, работает рядом с Аральском на нефтепроводе, ставит ретрансляционные вышки. Кстати, он сказал, что когда мы шли по проселку вдоль нитки нефтепровода, нас вполне могла задержать охрана нефтепровода. Мы действительно видели УАЗы через каждые несколько километров, но никому из нас и в голову не пришла мысль, что это может быть охрана. Этот же мужик сказал, что ночью бы нас задержали обязательно – поэтому, всем, кто это читает – ночевать в окресностях нефтепровода не рекомендуется! Он же сказал, что чем ближе к Шимкенту, тем лучше будет дорога. С этими воодушевляющими словами и расстались.
Но вернемся к истории Аральска. Еще полвека назад он стоял на берегу Арала ,работал порт, вовсю трудился рыбзавод. Но с 1961 года Арал стал мельчать и уходить. Рыбзаводы и порт умерли. Прямо от порога дома можно было увидеть стоящие в песках рыболовецкие суда.
К моменту распада СССР между Аральском и берегом Арала было уже 150 км! Президент Казахстана Н. Назарбаев перегородил остатки Арала дамбой, чтоб удержать воды Сырдарьи и Арал стал возвращаться. Сегодня берег Арала уже всего в 40 км от города. Это нам рассказал хозяин дома, где мы ночевали. Он сам в молодости работал в порту…
Проехались в центр. Стоит памятник – а вокруг базар.
Больше ничего интересного не увидели – так, поймал несколько колоритных лиц в объектив.
Выехали из Аральска в сторону Кызылорды.
Через несколько километров заехали в чайхану покушать – по-местному времени уже перевалило за полдень, а они «еще ничего не готовили». Но чайхана запомнилась уникальным сочетанием традиционных и современных технологий: юрта с кондиционером – это не анекдот!
Дорога вовсе не оказалась легкой. Несколько километров асфальта – и 6-10 км песчанно-гравийного объездного пути, разбитого грузовиками. Только разгонишься – и вновь на времянку. Признаком улучшения дороги стало и появление дорожной полиции, которой все предыдущие дни мы не видели…
Но шутки в сторону – все это «издержки» дорожного строительства громадного объема! Казахстан активно строит дороги – и можно предположить, что те, кто пойдут «по нашим следам» через 2-3 года, не найдут и следов экстрима, которого мы наглотались досыта…
До Кызылорды добрались засветло – но потеряли время в поисках обменного пункта.
Пока поменяли деньги, пока заправились, пока на выезде из города пообщались с дорожной полицией (без претензий, они просто проверили документы и паспорта и зарегистрировали следующие через их пост машины с иностранными номерами) – потеряли еще 2 часа. Стемнело (разница с Москвой – плюс 2 часа). Подумали, и решили, что риск поездки в темноте не оправдывает возможного выигрыша 70-80 километров и решили возвращаться в город. Рядом с постом дорожной полиции нашли гостиницу по 1500 тенге с носа, где я сейчас и пишу эти строки. Завтра надо постараться добраться до узбекской границы…
Комментариев нет:
Отправить комментарий